ПОЗВОНИТЬ: +7(495) 213-98-68 или ЗАКАЗАТЬ

Ваше имя:
Ваш телефон или Е-Mail:
Описание заказа:
Cумма 5 + 2 =
+7(495) 728-23-15
+7(926) 707-34-50

Мы работаем:    пн-вс 09.00 - 20.00
Сервисная компания Вест-К
Новости
Я зарегистрирован на портале поставщиков

Изменение стоимости коммунальных услуг

Изменение стоимости коммунальных услуг – очень больной вопрос как для жильцов, так и для управляющих компаний (УК), и даже для арендаторов нежилых помещений в жилых домах. Конечно, увеличение стоимости объективно продиктовано инфляцией, изношенностью инфраструктуры, увеличением расходов поставщиков электроэнергии, газо- и водоснабжения, но вызывает горячие протесты потребителей коммунальных услуг.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ ПОВЫШЕНИЯ СТОИМОСТИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Стоимость коммунальных услуг не может постоянно, бесконтрольно повышаться. Данный принцип нашел отражение и в Жилищном кодексе. С 2014 г. установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги может изменяться только в рамках утверждаемых Правительством РФ в среднем по субъектам РФ предельных максимальных индексов.

Согласно ст. 157.1 ЖК РФ не допускается установление размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера такой платы в муниципальных образованиях, утвержденных руководителем органа государственной власти субъекта РФ. Предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, такие индексы устанавливаются на срок не менее трех лет по предложению уполномоченного органа власти. Это гарантирует сохранение тарифов на коммунальные услуги в течение продолжительного времени.

Если утвержденный по муниципальным образованиям индекс более чем в 1,5 раза будет превышать предельный индекс, установленный российским правительством, то применяться будет установленный индекс по субъекту РФ.

Орган исполнительной власти субъекта РФ вправе выдавать предписание органу местного самоуправления о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными для соответствующего муниципального образования на основании п. 3 ч. 7.6 ст. 6 Федерального закона № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” и некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Общие принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ установлены постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (Постановление № 400). Этим же документом утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации. Данные правила действуют с 15 мая 2014 г.

Предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги имеют следующие особенности.

1. На первый год долгосрочного периода предельные индексы устанавливаются в процентах с возможностью календарной разбивки и дифференцирования:

- по степени благоустройства дома;

- типу отопления (централизованное, децентрализованное с использованием природного газа и т. п.);

- системам водоснабжения и водоотведения, а также централизованного теплоснабжения.

На второй и последующие годы долгосрочного периода предельные индексы устанавливаются в виде формулы.

2. Высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) утверждают предельные индексы не позднее 15 ноября года, предшествующего первому году долгосрочного периода их установления.

3. По решению представительного органа муниципального образования (в городах федерального значения – законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ) в целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг предельные индексы могут превышать индекс по субъекту РФ более чем на величину отклонения по субъекту РФ.

Изменение тарифа может быть связано с реализацией инвестиционных программ по финансированию коммунальных платежей. Следует обратить внимание, что при изменении тарифов в некоторых случаях они не могут повышаться больше, чем предусмотрено такой программой. В качестве примера можно привести решение Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 30.08.2010 № 1-4/311 «Об утверждении инвестиционной программы развития системы холодного (питьевого) водоснабжения городского округа Домодедово на период с 01.09.2010 по 31.12.2013».

Размер оплаты населением услуг водоснабжения без учета инвестиционной надбавки составил от 12,57 до 18,96 руб. за 1 куб. м в месяц за период 2010–2013 гг. соответственно.

В целях реализации инвестиционной программы следует применять следующие нормативы:

- цена;

- инфляция;

- налоги.

Инвестиционная программа предусматривает изменение действующих цен (тарифов) на услуги водоснабжения с учетом индексов-дефляторов.

Максимально тариф на водоснабжение за счет инвестиционной надбавки вырос с 14,61 до 19,32 руб. за 1 куб. м к 2013 г.

Вместе с тем установление предельных индексов по коммунальным услугам не спасает УК и физические лица от судебных споров в отношении увеличения стоимости услуг.

СУДЕБНЫЕ СПОРЫ В ОТНОШЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ СТОИМОСТИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Подобные споры возникают довольно часто. Например, коммерческая организация арендует нежилые помещения в жилом здании. На данный случай распространяются положения договора аренды. По смыслу п. 3 ст. 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

В п. 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» (Письмо № 66) отражено, что при применении п. 3 ст. 614 ГК РФ судам необходимо исходить из того, что в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления.

Арендодатель не вправе в течение года изменять арендную плату по договору аренды, заключенному на неопределенный срок, которая была определена в твердом размере, в т. ч. при отсутствии доказательств об изменения стоимости коммунальных услуг (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.05.2011 № 5642/11).

Таким образом, изменять стоимость коммунальных услуг чаще одного раза в год нельзя.

В случае если договор заключен на срок менее года, целесообразно включить условие об индексации твердой суммы арендной платы при условии уведомления арендодателя об изменении стоимости коммунальных услуг, роста инфляции и иного конкретного показателя. Это правомерно, поскольку в таком случае речь идет не об изменении арендной платы, а о расчете размера на основании механизма, установленного в договоре (п. 11 Письма № 66).

При этом соглашение об изменении коммунальных платежей должно быть заключено по волеизъявлению двух сторон. Соглашение может быть заключено без какого бы то ни было принуждения, абсолютно добровольно, и отказ арендатора от заключения соглашения не дает права арендодателю потребовать в судебном порядке изменения договора (постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 1074/10).

Еще одним основанием спора является неправомерное повышение цен на коммунальные услуги.

Журнал «Управление многоквартирным домом», № 07, 2014

Автор: Е.В. Шестакова, канд. юрид. наук,

генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»

Яндекс.Метрика